Поступление в детский сад является важным этапом в жизни ребенка, но начальный период нахождения ребенка детском саду характеризуется существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности, поэтому он способен вызвать у ребенка нарушение аппетита, сна, эмоционального состояния, стресс, и как следствие снижение сопротивляемости организма инфекциям и частые болезни.
Нарушение сна
В период адаптации у детей нарушается сон, это касается как засыпания, так и пробуждения. При этом недостаток сна оказывает сильное негативное влияние на нервную систему, поскольку сон относится к периодически возникающему функциональному состоянию, обеспечивающему восстановление психических и физических резервов организма.
Нарушение питания
Процесс адаптации ребенка сопровождается снижением аппетита, либо его нарушением. Это связано в первую очередь с непривычной пищей, а также с повышенной нервной возбудимостью из-за адаптационного стресса. У некоторых детей могут наблюдаться кратковременные желудочно-кишечные расстройства, что может стать причиной снижения веса.
Нарушения настроения
Чаще всего, выражаются в проявлении отрицательных эмоций в общении и негативных поведенческих реакций, таких как капризность, подавленное состояние, повышенная возбудимость, агрессивные проявления, плаксивость.
Понижение иммунитета
Вследствие адаптационного стресса, у детей страдает иммунитет, что вызывает частые заболевания ОРВИ. Кроме того, на младший дошкольный возраст приходится критический период формирования собственного долговременного иммунитета.
Этапы адаптации
Условно можно выделить следующие виды адаптации: биологическая, физиологическая, социальная, психологическая и психическая адаптация. Несмотря на видовое разнообразие, адаптация – целостный, системный процесс. Поэтому, выделяют фазы (этапы) прохождения адаптационного процесса:
- Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии. Продолжительность фазы в среднем один месяц.
- Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами. Продолжительность фазы 3-5 месяцев.
- Фаза компенсации – характеризуется ускорением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
Характер и особенности течения первых двух периодов позволяют классифицировать адаптацию по степени тяжести. Выделяются легкая, средняя и тяжелая степень адаптации. При этом, основными параметрами определения тяжести протекания адаптационного периода, являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.
Период легкой адаптации обычно длится 1-2 недели. У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок активен, но не возбужден. Он спокойнее начинает относиться к ритуалам прощания, быстро отвлекается. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и к концу второй-третьей недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к условиям детского сада длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20–40 дней, настроение неустойчиво, в течение месяца значительно снижается активность малыша: может плакать периодами в течение дня, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, практически не разговаривает. Эти изменения могут длиться до полутора месяцев. Отношение к близким – эмоциональное и возбужденное, при расставании с родителями может проявлять сильный эмоциональный всплеск; отношение к детям, в большей степени, безразличное; отношение к окружающим взрослым, в основном, избирательное. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции. Ребенок может болеть до двух раз в месяц, как правило, без осложнений. Вес, в основном, не изменяется.
Особую тревогу взрослых вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль. Другой вариант тяжелого протекания адаптационного периода – неадекватное поведение ребенка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Ребенок плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен и безучастен, избегает других детей, не реагирует на воспитателей, или наоборот, ведет себя агрессивно, выражает свой протест против новых условий криком, капризами, истериками, разбрасывает предлагаемые ему игрушки. Улучшение состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются по всем направлениям.
Легко или тяжело?
Влияние на успешность прохождения ребенком адаптационного периода оказывают определённые факторы и условия.
Возраст ребенка
Тяжелая адаптация наблюдается у детей от трех лет, когда наиболее активно осуществляется формирование личностных качеств; психика становится особенно ранимой и чувствительной к отягощающим развитие обстоятельствам.
Состояние здоровья и уровень развития ребенка
Длительно и сложно протекает процесс адаптации у ослабленных детей, страдающих различными заболеваниями. В начальный период адаптации у них возникают обострения хронического заболевания, ОРЗ или ОРВИ. Эти заболевания бывают связаны не только с тем, что в каждой микросреде имеется своя «микроинфекция» и ребенок должен выработать иммунитет к ней, но и еще с одним фактором: у ребенка возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Повышенная чувствительность обусловлена необходимостью того, чтобы организм ребенка «не пропустил» ничего нового, к чему нужно будет приспособиться в дальнейшем. Здоровый, хорошо развитый ребенок обладает большей функциональной активностью всех систем организма, в том числе и системы адаптационных механизмов. Он легче справляется с любыми трудностями и изменениями привычного режима жизни. Но и здоровые дети, поступая в дошкольное образовательное учреждение, вскоре заболевают, что является защитной реакцией организма. Пребывание ребенка в ситуации, требующей максимальной мобилизации его защитных сил, не дает возможности для формирования новых механизмов саморегуляции. В результате, не выдерживая стресса, бессознательно стремясь уйти от травмирующей ситуации, ребенок заболевает и возвращается в привычную домашнюю обстановку. «Уход в болезнь» закончится в тот момент, когда ребенок окончательно приспособившись к дошкольному учреждению, почувствует себя в безопасной и привычной обстановке.
Факторы риска биологического и социального анамнеза
Данная группа факторов особенно важна при определении прогноза адаптации детей. К биологическим факторам относят токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложненные роды. Очень часто патология беременности и родов, а также состояние ребенка в первые месяцы жизни отражаются на его физическом состоянии, замедляя темп развития функциональной активности всех систем. К социальным факторам относят условия жизни в семье, стиль общения с ребенком, соблюдение режима дня, а также опыт общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.
Как определить, что ребёнок адаптировался?
Основными объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.
Как помочь своему ребёнку?
Выше мы рассмотрели этапы, виды, параметры адаптации детей к детскому саду, а также негативные явления, которые вовсе не являются неизбежными спутниками периода адаптации, в той или иной мере переживаемой каждым ребенком при поступлении в дошкольное учреждение. Однако, причины осложнения физического и психического состояния младших дошкольников имеют, прежде всего, психологическую природу и находятся в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Дети трехлетнего возраста испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что является одной из причин затрудненной адаптации ребенка. Привыкание к новым условиям в основном зависит от того, как ребенка в семье смогли подготовить к этому ответственному периоду. А потому так важно, активное участие родителей, для успешной адаптации.
Первым необходимым условием успешной адаптации является подготовка ребенка родителями к условиям детского сада.
Необходимо с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, одевать в соответствии с сезоном и температурой воздуха. Не перегревать, не кутать, использовать для закаливания организма такие природные факторы, как вода и свежий воздух.
Непосредственно готовить ребенка к поступлению в детский сад следует начинать за 1-2 месяца. Известно, что уже с первых дней жизни, у ребенка в семье формируются привычки и привязанности, определенное поведение, в основе которого лежит динамический стереотип, т.е. система определенных ответных реакций организма на последовательно действующие на него раздражители. К двум-трем годам стереотип поведения ребенка становится довольно устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер общения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и приводит к негативным реакциям. Поэтому все коррекции следует провести в домашних условиях, делать это постепенно, оберегая нервную систему будущего дошкольника от переутомления. Задачи этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. Распорядок дня ребенка дома необходимо привести в соответствие с режимом дошкольного учреждения. Если в семье дети спят, едят, гуляют в другое время, они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Выполнение режима дня, соответствующего возрасту ребенка, имеет важное значение для состояния его здоровья и уравновешенного поведения. Привычка к соблюдению режима дня помогает ребенку быстрее освоиться при поступлении в детский сад, облегчает привыкание к новым условиям. Родителям нужно уделить внимание и рациону питания. Рекомендуется заранее ознакомиться с меню детского сада и готовить ребенку дома подобные блюда, это также облегчит ему привыкание.
Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Нередко дети трехлетнего возраста приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком и т.п. Не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных привычек и навыков. Между тем, для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания. Ребенок, умеющий есть, раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии.
Также, взрослым необходимо сформировать положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. И все это, лишь первое условие успешной адаптации ребенка к детскому саду.
Вторым, не менее важным условием успешной адаптации ребенка является согласованность действий родителей и воспитателей. Чем скорее будет установлено единство воспитания в дошкольном учреждении и в семье, чем больше подходы к ребенку будут соответствовать его индивидуальным особенностям, тем скорее и безболезненнее будет процесс его привыкания к новым условиям. Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек носит индивидуальный характер. Если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду будет отказываться от еды, ждать, чтобы его накормили. Если не привык спать без укачивания – будет плакать; не привык, чтобы ему завязывали фартук перед едой, а в детском саду ему завязали, – тоже плакать и т.д. Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Поэтому родителям необходимо рассказать воспитателю об особенностях развития ребенка, о вредных привычках, о его сне, аппетите, любимой игрушке и т.д.
В период адаптации временно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать и др. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он сразу отказался от той или иной привычки, ведь такое требование он не в состоянии выполнить. Это ухудшит его состояние, снизит возможность адаптации, приведет к заболеванию. Опора на знакомое в новой обстановке помогает ребенку обрести спокойствие, не отчаиваться в непривычных для него условиях. В результате, единые подходы родителей и педагогов, в том числе организация распорядка дня позволят создать здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения ребенка и успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения.